«Сидим дома», «Оставайтесь дома» - это, с одной стороны, вынужденная мера, мера ответственности каждого как за себя, так и за других людей, а, с другой стороны, это возможность, возможность, наконец, увидеть и услышать друг друга и заглянуть внутрь себя. Ситуация, в которой мы все оказались, рано или поздно пройдет, и мы успокоимся, все встанет снова на свои места, но упущенная возможность что-то изменить в своей жизни, в самом себе, в своих отношениях с близкими, с детьми, так и останется возможностью, которой мы не воспользовались.
Но вот ведь парадокс! Когда взрослые каждый день ходят, ездят на работу, многие из них мечтают о пятнице и об отпуске. Когда дети, просыпаются каждое утро с мыслью о том, что надо снова идти в школу, они бредят о каникулах. Взрослые говорят о том, как им не хватает времени на самих себя, на детей, на своих близких, на интересные занятия, на то, чтобы почитать, посмотреть что-то новое, заняться саморазвитием, наконец. У родителей хронически не хватает времени поиграть с детьми, если они еще маленькие, или найти общий язык и поговорить по душам с теми, кто уже подрос. Маленькие дети, постоянно занятые, скучают по своим мамам и папам, которых видят только вечером или утром, а более старшие запираются в своих комнатах и нехотя отрываются от компьютеров на вечный вопрос мам: «Ты не голодный?». Все заняты! Ни у кого нет времени ни на кого!
И что же?! Вот ОНО – ВРЕМЯ, причем СВОБОДНОЕ. Мечта сбылась! Да, есть ограничения. Да, ситуация неординарная. Но от того, как мы приспосабливаемся к ней, от того, как мы, взрослые, прежде всего, умеем находить для себя занятие и мотивировать своих детей, будет зависеть и наше собственное состояние и настроение и, соответственно, состояние и настроение наших детей. Ведь они смотрят на нас! Сейчас как раз самое время развернуть детей в свою сторону, оторвать хотя бы на время от компьютеров и телевизора, показать, что с нами, взрослыми, тоже может быть интересно и весело. В определенном смысле, это тест на нашу способность быть стрессоустойчивыми, творчески подходить к решению задач, на способность быть родителями, которые не паникуют в сложной ситуации, знают, чем себя занять, потому что у них есть интересы, хобби помимо основной работы, с которыми можно и поиграть, и что-то узнать новое, и просто поговорить.
Наши дети привыкли уже жить в виртуальном мире: он им кажется более ярким, красочным, более интересным, чем реальный. Поэтому попытки просто запрещать детям играть в компьютерные игры или просиживать часами в социальных сетях могут привести только к озлоблению и обиде. Задача взрослого – показать, что реальный мир и реальные отношения могут быть не менее интересными, чем виртуальные. Это вовсе не означает, что Ваш ребенок должен вообще не подходить к компьютеру и не сидеть перед телевизором. Речь о балансе, об умении организовать время и пространство собственной жизни. И научить этому могут только сами организованные взрослые.
Мы хотим, чтобы ребенок проявлял интерес к чему-либо. Но интерес к чему? Мы хотим, чтобы он что-то делал. Но что именно? «Что угодно, лишь бы не сидел перед телевизором и встал, наконец, из-за своего компьютера!» Согласитесь, это не самый лучший ответ. «Тебе ничего не интересно», «Займись уже хоть чем-нибудь» - такие слова чаще всего дети слышат от родителей. Что родители могут сделать для того, чтобы их детям стало интересно?
Прежде всего, собственный пример. Родители часто имеют склонность к нравоучениям и поучениям и гораздо меньше внимания уделяют возможности влиять на детей собственным примером, хотя именно личный пример родителей оказывает на детей самое сильное влияние, как положительное, так и отрицательное. Вы можете использовать собственную модель жизни, чтобы развивать характер, интересы и мотивацию ребенка. В обычной ситуации это могут быть театр, походы, спорт, волонтерство, любая интересная Вам деятельность, сейчас , в режиме самоизоляции это могут быть чтение, настольные игры, развивающие занятия, домашний фитнес, совместный просмотр фильмов, спектаклей, творческие виды деятельности - этому сейчас посвящено множество сайтов, пожалуй, больше, чем когда-либо. Главным является тот факт, что Вам это интересно и Вы от этого получаете удовольствие. Делая что-то вместе, общаясь, обсуждая какие-то темы, Вы не только мотивируете ребенка, Вы еще и укрепляете Ваши отношения. Или разрушаете, если Вам самим нечем заняться, и Вам скучно. Непосредственное и неподдельно заинтересованное участие родителей в совместной с ребенком деятельности оказывает неоценимое воздействие на его восприятие жизни.
Часто от родителей можно услышать вопрос: а как мотивировать пассивного ребенка, как его уговорить заняться чем-либо? «Что не предлагаешь – ничего не хочет!» - сетуют родители. Самое главное правило: не давить, иначе ребенок приучится сразу все новое воспринимать «в штыки». Ему самому от этого будет не очень хорошо, но это уже станет его привычкой, которую трудно менять. Мы часто даже не осознаем тех мелочей и деталей, которые влияют на наши решения и действия. Наш мозг постоянно занят обработкой информации, и чаще всего это происходит на бессознательном уровне. Поэтому помимо собственного примера очень важно использовать так называемые мотивирующие предметы, которые всегда или вдруг попадают в поле зрения ребенка. Это не требует больших усилий, пусть они просто лежат там, где их очень легко заметить. В психологии это называется «зацепками». Это может быть, что угодно: спортивный инвентарь, книги, игры, головоломки и тд. Такой прием может иметь очень серьезный результат, но при этом важно позволить ребенку самому взаимодействовать с «зацепками», дать ребенку возможность самому придумать, что делать с этой «зацепкой». Здесь можно использовать силу личного примера, чтобы ненавязчиво показать, что и как можно делать с предметом. Это называется - давать скрытые подсказки.
Многие навыки можно развивать у ребенка и без личного примера. Но очень важно помочь ему приобрести какие-то новые знания и умения, познакомить его с новыми видами деятельности. Это то, чем занимаются педагоги в Центрах развития творчества, в том числе и в нашем Центре. Возможно, что то, чем занимается Ваш ребенок принесет свои плоды не только в творчестве, но и в социальной вовлеченности, когда его таланты и способности привлекут к нему новых друзей или он сможет своим искусством принести кому-то радость и пользу. А пока Вы дома, продолжайте с ним заниматься тем, что он делал на занятиях в Центре: танцуйте, рисуйте, лепите, пойте, - словом, творите вместе, проявите интерес к тому, что он делает и любит.
|
Елена Николаевна Воронова, педагог-психолог ЦРТДиЮ «Заельцовский»
|