Советы психолога6
эмблема ЦРТДиЮ "Заельцовский"

Советы психолога

 

К вопросу о формировании интересов подростков

Область интересов подростков по сравнению с интересами детей в младшем школьном возрасте становится значительно более широкой. Содержание старых интересов либо углубляется, трансформируется, либо они исчезают вовсе. Интересы в подростковом возрасте часто приобретают форму увлечений, причем таких, которые буквально захватывают подростков в ущерб всем прочим занятиям. Интересы в этом возрасте становятся более осознанными. Подросток часто сознательно направляет и поддерживает их. Наконец, интересы подростка отличаются большей активностью, действенностью, чем интересы младшего школьника. Вот такая краткая характеристика развития подростковых интересов.

Почему же тогда все чаще родители и педагоги беспокоятся о том, что у подростков наблюдается чуть ли не тотальное отсутствие каких-либо содержательных интересов и увлечений? Обращаясь к психологу, родители ждут каких-то чудодейственных, особых средств, методик, тестов, которые помогут их взрослеющему ребенку найти себя, определиться в этом мире и начать усердно добиваться поставленной цели. К сожалению, и средств таких нет, да и даже, если выявятся какие-то способности к тому или иному виду деятельности, это не означает, что подросток тут же увлечется этим занятием и превратит постепенно свое увлечение в будущую профессию, которая принесет ему удовлетворение. И все это в том случае, если отсутствует интерес. А интерес к чему-либо по щелчку пальца не возникает.

Надо заметить, что взрослых во все времена наличествующие склонности и интересы подростков не удовлетворяли. Беспокойство взрослых понятно. Ведь только содержательные интересы, стремления, склонности, проявленные в подростковом и юношеском возрасте, станут базой его вхождения в мир взрослых, в будущее. Взрослый мир манит, там царит свобода выборов поступков, но там и ответственность за их последствия. Действительно, у современных подростков наблюдается дефицит интересов и увлечений. И, по мнению взрослых, все, чем занимаются подростки – это пустое времяпрепровождение. И правда, что мы видим. Вечно «зависающих» в интернете или в телефоне подростков, с совершенно «глупыми», «бессодержательными» разговорами, просиживающих часами перед телевизором или за компьютером с бесконечными играми-«ходилками» или «стрелялками», «лайкающих» и сидящих в чатах. При этом, они совершенно не могут сосредоточиться сколько-нибудь на содержательных занятиях, которые им кажутся скучными и не значимыми для них лично. Но дело в том, что такие « бессодержательные» виды деятельности или лучше сказать, бездействия подростков очень важны. Общность со своими сверстниками, обмен информацией, впечатлениями, репликами, мнениями, даже если нам, взрослым, это кажется полной нелепицей, в результате выводят подростка на новый уровень сознания, способствует формированию его самооценки, понимания себя и других.

Кажущееся полное «отсутствие интересов» у современных 12-15 летних подростков – это закономерная фаза развития, описанная многими психологами как негативная (не в смысле «плохая») или фаза влечения. Она является необходимой фазой развития. В этой фазе происходит закономерное разрушение и обновление предыдущих интересов. И мы это наблюдаем. Очень многие дети, с удовольствием и даже успешно занимавшиеся в какой- либо студии или секции, дойдя до подросткового возраста, охладевают к этому виду деятельности и уходят, несмотря на уговоры и сопротивление взрослых. То, что еще год-два назад им представлялось привлекательным, престижным, сейчас становится «детским», «смешным», «несерьезным».

Проблема не в наличии этой закономерной фазы развития подростничества, за которой, как правило, следует позитивная фаза интересов, а в том, что она наступает у современных подростков слишком поздно, не в 12 лет, как раньше, а в 14-15. Период окончания неполной средней школы. По сути, период выбора. Взрослые, беспокоясь о будущем своих детей, хотят уже видеть в них глубокие интересы к чему-либо. Эти ожидания становятся для подростка, еще пребывающего в фазе влечения, давящими, психотравмирующими. Проблема в смещении возрастных норм.

За прошедшие несколько десятилетий произошло увеличение длительности детства, в том числе его подросткового периода. В связи с этим период возникновения новых содержательных, позитивных интересов вышел за рамки средних классов школы. Получается, что современные подростки не успевают пережить негативную фазу подростничества. И выходят во «взрослую» жизнь психологически неподготовленными, со своими тревогами, страхами, да еще и с ожиданиями и давлением со стороны взрослых. Интересы «взрослого» уровня запаздывают. Результаты исследований показывают, что у довольно большой части второкурсников вузов, наблюдается детская непосредственность, ориентация на производимое впечатление при занятиях любимым делом, то есть в психологическом плане они еще не перешли границу подросткового возраста.

В норме, несмотря на то, что в разных возрастных периодах интересы и склонности носят разный характер и имеют разный психологический смысл, между этими периодами в этом вопросе существует преемственность. Иногда напрямую, когда интересы младшего школьного возраста углубляются и трансформируются в новое качество, более серьезное увлечение. В других случаях, это связь от «противного», когда период бурного увлечения чем-либо перерастает в увлечение, полностью противоположное или даже отрицающее предыдущее. Таким образом, можно сказать, что в развитии интересов существует две тенденции: с одной стороны, отмена интересов предыдущего возраста сменяется новыми, с другой, между ними существует явная преемственность.

К сожалению, наблюдается на сегодняшний день факт изменения характера интересов: из творческих и продуктивных в потребительские. Отсюда пассивность, ситуативность участия в той или иной деятельности или мероприятии. Деятельность выстраивается часто с точки зрения того, «а что я за это буду иметь?», «какая мне в этом выгода?» Любое с позиции подростка навязываемое взрослыми действие воспринимается им именно таким образом. Поэтому если мы хотим, чтобы интересы и увлечения развивались и становились содержательными, необходимо создать такие условия, чтобы деятельность (действие) на основе присутствующего интереса, увлечения исходила от самого ребенка, с его личными переживаниями за процесс и результат. Только при этом условии можно говорить о формировании творческой самостоятельной личности, отвечающей за собственные поступки, жизненные цели и выборы.


Елена Николаевна Воронова,
педагог-психолог ЦРТДиЮ «Заельцовский»

Дата последнего обновления страницы 14.11.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения