Если обобщить влияние общения на общее психическое развитие ребенка, то можно сказать, что:
-
оно ускоряет ход развития детей;
-
оно позволяет преодолеть неблагоприятную ситуацию
-
оно же позволяет исправить дефекты, возникшие у детей при неправильном воспитании.
В случае недостаточности контактов со взрослыми наблюдается снижение темпа психического развития, понижается сопротивляемость болезням.
Общение ребенка со взрослыми на разных этапах его развития имеет свою специфику и служит разным целям, поэтому рассмотрим его последовательно.
Период младенчества и раннего детства
Сразу после рождения у ребенка отсутствует общение со взрослыми: он не отвечает на их обращения и сам ни к кому не адресуется. Но уже после 2-го месяца жизни он вступают во взаимодействие, которое можно считать общением: он начинает развивают особую активность, объектом которой является взрослый. Эта активность проявляется в форме:
-
внимания и интереса ребенка ко взрослому;
-
эмоциональных проявлений у ребенка ко взрослому;
-
инициативных действий, направленных на привлечение внимания взрослого;
-
чувствительности ребенка к отношению/оценке взрослого.
Одним из негативных последствий у ребенка в этом возрасте, возникающих в результате отсутствия общения с близким взрослым, является депривация.
Депривация - неудовлетворенная потребность, происходящая в результате отделения человека от необходимых источников ее удовлетворения. Выделяют несколько типов депривации:
-
сенсорная - заключается в устранении сенсорных импульсов (через зрение, слух, осязание, вкус). Возникает не только при полном устранении данных импульсов, но и при попадании в сенсорно обедненную среду;
-
двигательная;
-
социальная – в самом крайнем виде – это волчьи дети и дети-маугли. Последствия социальной депривации порой неустранимы на уровне некоторых глубоких личностных структур, что проявляется в недоверии и чрезмерной критичности.
Одно из последствий материнской депривации - это формирование названного Дж. Боулби «безэмоционального характера»: интеллектуальное отставание, неумение вступать в значимые отношения с окружающими, вялость эмоциональных реакций, агрессивность, неуверенность в себе.
Дошкольный возраст
Одно из главных стремлений ребенка в этом возрасте - стремление к овладению телом, психическими функциями и социальными способами взаимодействиями с другими. Ребенок учиться принятым позитивным формам общения. У него бурно развивается речь, которая здесь несет не только функцию обмена информацией, но и экспрессивную. Повышенная потребность во внимании и доброжелательном отношении взрослого, характерна, в большей степени, для младенцев. Для дошкольников свойственна более сложная потребность в общении - в сотрудничестве, уважении и сопереживании.
Происходит смена социальной системы развития – мир предметов превращается в мир людей. Ребенок – общественно взрослый.
Мир раскололся на «Я» и другие. Ребенок говорит о себе «Я», что считается отправной точкой развития самосознания. Ребенок понимает, что он существует, появляются желания.
Сюжетно-ролевая игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Её нельзя заменить ничем.
Дошкольный возраст - период усвоения норм, правил поведения, усвоенным от взрослых. Общение со взрослыми приобретает новые формы: от внешнего контакта ребенок переходит к сознательному и добровольному покорению взрослым. Кроме практического и игрового общения с взрослыми, возникает интеллектуальное сотрудничество, которое находит свое проявление в детских вопросах. Стремление к активному общению с взрослыми оказывается в старании приобщить их к собственным переживаниям, услышать мнение о своих действиях или обсудить чьи-то поступки. Итак, коммуникативная деятельность разворачивается на основе познавательных и личностных мотивов и содержит элемент инициативы и самостоятельности.
Ограничение самостоятельности, инициативы порождает проявления упрямства, негативизма, привередливости, эгоизма, самолюбия, сопротивление требованиям взрослых даже тогда, когда эти требования не противоречат желаниям и намерениям самого ребенка. Для ребенка сопротивление - проявление собственной активности. Он оказывается в разных формах негативизма - неразумном, безосновательном, демонстративном возражении требованиям взрослых, отказе их выполнять. Это случается при торможении детской активности и инициативы, внедрении системы запретов или неограниченной свободы, которая порождает своеволие и распущенность. Взрослые, которые умно организовывают свое общение с ребенком, становятся объектом сознательного наследования, приобретают авторитет.
Школьный возраст
Начало школьного возраста определяется важным внешним обстоятельством - поступлением в школу. К этому периоду ребенок уже многого достиг в межличностных отношениях: он ориентируется в семейно-родственных отношениях; он имеет навыки самообладания; может подчинить себя обстоятельствам - т.е. имеет прочный фундамент для построения отношения со взрослыми и сверстниками. Существенным достижением в развитии личности является преобладание мотива «Я должен» над «Я хочу». У него достаточно развиты рефлексивные способности, которые теперь он использует для приобретения новых знаний и навыков. Кроме этого, учебная деятельность требует от ребенка новых достижений в развитии речи, внимания, памяти, воображения и мышления, а также создает новые условия для личностного развития.
Школа предъявляет к ребенку новые требования в отношении общения - оно становиться «школой социальных отношений». Открывая разные стили, он пробует их, а затем и выбирает некоторые из них.
Что происходит с ребенком этого возраста, если он лишается полноценного контакта со взрослыми?
Выявлено следующее:
-
уровень интеллекта, особенно вербального достигает при тестировании низких показателей. То же можно сказать и о наглядно-образном мышлении. Проявляется неумение представить целостный образ события;
-
поведение этих детей детерминировано особенностями общения со взрослыми: самым главным для них является стремление заслужить одобрение, внимание и похвалу учителя. Еще одной особенностью является выражение своих пожеланий в сослагательном наклонении («я хотел бы ...») – так называемым симптомом отчуждения желаний, говорящий о неблагополучном личностном развитии. У детей, лишенных полноценного общения со взрослым, доминируют мотивы, связанные с сегодняшним днем и ближайшим будущим. Их мотивы более единообразны и менее всего связанны с собственной личностью;
-
в формировании самосознания и образа Я наблюдается утверждение Я через приспособление; признание необходимости власти над собой вместо проявления самостоятельности; их самооценка имеет часто негативный характер;
-
любовь к себе и самоидентичность (самоидентичность - чувство постоянства своего Я, а также, то, насколько человек ценит и принимает себя) проявляются в негативном или не выраженном чувстве Я. Множество сменяющихся взрослых с разными поведением и с разным эмоциональным отношением не способствуют формированию чувства постоянства своего Я и самоценности;
-
при общении с разными взрослыми эти дети буквально «липнут» ко взрослым, проявляя позитивное отношение к ним. У них часто присутствует деструктивная агрессия (ср. конструктивная агрессия, являющая движущей силой при любой освоении нового и изменениях); они готовы выполнить любую их просьбу; делают все возможное, чтобы обратить на себя внимание, что связанно с неудовлетворенной потребностью в общении;
-
в ситуации неполучения желаемого или неудачи у этих детей преобладают экстрапунитивные реакции по типу самозащиты, что не дает им возможности овладеть ситуацией и найти конструктивное решение. Это частично объясняет последующую несамостоятельность и «сваливание» вины на других.
Если значения уровня развития двигательной активности, показателей интеллекта, особенностей мышления и др. приближаются к концу подросткового возраста к норме, то личностные особенности этих детей остаются с ними на всю жизнь.