|
"Кто сказал, что надо бросить Песни на войне? После боя сердце просит Музыки вдвойне!"
(В. Лебедев-Кумач)
"Бросить песни на войне" однажды посоветовали поэту Василию Лебедеву-Кумачу. Он приехал как политработник в штаб Северного флота, и кто-то из начальников раздраженно сказал ему: "Сейчас не петь надо, а фашистских гадов бить". Фраза поэта задела. Тогда, в 1942 году, уже напечатали в газетах рассказ о подвиге защитников Севастополя: чтобы не сдаться врагу, они замуровали себя в пещере, а перед этим спели "Священную войну". Известен был случай, как солдаты пошли в атаку с криками "За синий платочек". Словом, песни воевали вместе с бойцами. Убедить в этом своего штабного оппонента Лебедев-Кумач сразу не смог. Но, вернувшись в Москву, написал ответ в стихах. Они назывались "Только на фронте". Только благодаря им понимаешь истинную цену дружбе, любви, да и песне тоже.
"Нынче у нас передышка, Завтра вернёмся к боям. Что-то твой голос не слышно, Друг наш, походный баян.
Это не просто метафора. Брянские партизаны осенью 1942 в буквальном смысле попросили штаб прислать им песню. В радиограмме объяснили так: "Оружие у нас есть, в случае чего заберем у врага, а вот песню, как трофей, не возьмёшь".
Именно песни во время Великой Отечественной войны помогали поддерживать боевой дух солдат, сохранять в них самые лучшие человеческие качества.
Так в Семейном театре "Торт на небе" родился замысел нового спектакля "Ради жизни на земле!"
Завязкой к спектаклю стал сюжет фильма "Актриса" по сценарию Н. Эрдмана, где известная актриса оперетты, посчитав, что в годы войны её профессия неуместна, решила оставить театр. Но желание услышать песню на фронте, в тылу и в госпиталях оказалось для многих естественным и необходимым, что актриса возвращается к искусству, которое помогает побеждать врага.
И после "Эшелона" М. Рощина и "Моего взрослого детства" Л. Гурченко коллектив театра вновь погрузился в военное время. В этом погружении убедительным для зрителя стало всё: достоверность костюмов и воинского обмундирования. Безжалостная правда кинохроники. Старый, добрый патефон и разбитая пластинка. Атмосфера госпиталей. Любовь фронтовиков к оперетте...
Но главное - светлые лица и высокая патетика чувств. Всё подлинно - от слёз маленькой девочки, несущей воду из проруби, до радостных криков: "Победа!".
В процессе рождения спектакля правда чувств рождалась не вдруг. Чтобы воссоздать реальную атмосферу военной эпохи, нужна была индивидуальная, чуткая и кропотливая работа со взрослыми и маленькими актёрами.
А это далеко непросто - после спектакля "Ай да Пушкин!" - психологически переключаться с эпохи "Золотого века" на другую. Например, поменять благородную тональность дворян на амплуа медсестёр и беженцев.
В очередной раз непростая задача у Ларисы Таропатиной - художника-постановщика спектакля: выпускницы советских школ, военные, медсестры, дети-беженцы, дети - работники тыла, дети, осаждённого Харькова, раненые в госпитале, артисты оперетты, немецкие офицеры - и всех надо соответственно одеть, обуть, причесать. И при этом сохранить цветовую гармонию.
Оригинальный сценарий не только объединил в себе фрагменты из лучших спектаклей и фильмов о войне, но сохранил в себе и собственные повороты судьбы главных героев. Жанр нового спектакля сформулировать сложно. Скорей всего, это очень интересный творческий замес: оригинальный коллаж, составленный из фрагментов военных спектаклей прошлых лет, а также постановка отдельных действий по различным художественным произведениям и кинофильмам. Атмосферу военного времени дополняет видео на основе кадров военной кинодокументалистики и фильмов о Великой Отечественной войне.
Мне как постановщику спектакля и, одновременно, педагогу образовательного учреждения хотелось, чтобы этот спектакль помог сформировать у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности, уважение к памяти защитников Отечества, подвигам Героев Отечества и тружеников тыла, уважение к старшему поколению. Благодаря художественному, документальному и музыкальному материалам мы старались привить детям бережное отношение к культурному наследию и традициям народа.
В спектакле "Ради жизни на земле!" играет 63 человека. Разных. Неповторимых. И, по-семейному, от мала до велика. Искренне и глубоко они проживают невероятные эмоции военного времени и радость Великой победы.
|
Ирина Борисовна Суржа, руководитель Семейного театра "Торт на небе"
|
ФОТОАЛЬБОМ |