Советы психолога19
эмблема ЦРТДиЮ "Заельцовский"

Советы психолога

 

Дети с ограниченными возможностями здоровья. Психологические особенности.

 

 

Результаты проводимых последние годы Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, исследований среди россиян по социально сложной проблеме принятия и толерантного отношения к особым детям указывают на то, что данная проблема остается актуальной и требует к себе внимания, как со стороны государства, так и общества в целом. До сих пор сильны стереотипы по отношению к семьям с детьми, имеющими те или иные отклонения в физическом и психическом здоровье. При опросах трудно установить реальное количество негативных установок, так как большинство опрашиваемых стремятся дать социально одобряемые ответы, не соответствующие их истинным представлениям. Все это, в конечном итоге, указывает на необходимость более развернутой просветительской работы по данной проблеме среди населения наряду с оказанием социально-психологической помощи семьям, так как существует тенденция в самих семьях с детьми с ОВЗ или детьми - инвалидами замыкаться в собственном безопасном мире. Тем самым блокируется необходимая помощь и поддержка специалистов, не реализуется включение ребенка в обычную жизнь вне семьи, что не способствует успешной социализации и развитию необходимых умений и навыков.

Причины возникновения отклонений в развитии у детей

Индивидуальное развитие ребенка внутриутробно и после рождения - предмет исследования различных специалистов - биологов, физиологов, психологов. На каждом этапе физиологического и психического развития возможны проявления различных патогенных факторов, которые могут привести к тем или иным отклонениям в развитии ребенка или к заболеванию. Обобщенными причинами появления детей с ОВЗ являются:

1. Эндогенные (внутренние).

  • Внутриутробные или пренатальные, приобретенные до рождения ребенка (вследствие болезни матери, приема гормональных и лекарственных препаратов, нервных срывов, психических и физических травм, наследственной предрасположенности).
  • Натальные или в момент рождения ребенка (по причине затяжных или скоротечных родов, неудачного вмешательства врачей, то есть «выдергивание», выдавливание, накладывание щипцов и т.д.).
  • Постнатальные травмы, полученные после рождения ребенка (последствия прививки, болезнь, падение и др.).

2. Экзогенные (внешние).

  • Плохая экология.
  • Алкоголизм родителей.
  • Табакокурение.
  • Наркомания.
  • Спид и другие заболевания.

 

Педагогам, работающим с детьми с различными ограничениями здоровья, необходимо также знать и учитывать психологические особенности этих детей. Понимая эти особенности, педагог сможет эффективнее наладить взаимодействие с ребенком с ОВЗ и его родителями. А это означает, что педагогическая помощь и поддержка будут оказаны в необходимой для конкретного ребенка мере. Итак, выделим некоторые общие когнитивные, психофизиологические и эмоционально-поведенческие особенности детей с ограниченными возможностями здоровья.

  • Низкий уровень восприятия проявляется в более длительной, чем у здоровых детей, переработке поступающей информации (познавательной, сенсорной), начиная с ее приема. Это, в свою очередь, связано с недостатком знаний об окружающем мире и слабой познавательной мотивацией.
  • Пространственные представления также, как правило, сформированы слабо. Трудности возникают с узнаванием и анализом формы предмета, с установлением симметричности или тождественности частей конструируемых фигур. Нередко ребенку сложно расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.
  • Неустойчивость, концентрация, переключаемость и распределение внимания на низком уровне. Поэтому эти дети требуют индивидуального подхода и помощи взрослого. Недостатки организации внимания связаны с несформированностью самоконтроля и саморегуляции, хотя эти умения и навыки могут быть не совершенны и у здоровых детей в определенном возрасте.
  • Объем памяти ограничен. Кратковременная память преобладает над долговременной, наглядно-образная над словесно-логической.
  • Наглядно-действенное мышление, которое является ведущим в раннем детстве, развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое. В результате речевое недоразвитие, трудности в понимании инструкции.
  • Сюжеты игры, способы общения в игре, игровые роли бедны и не соответствуют возрастному развитию. Игровая деятельность практически не сформирована. Справедливости ради, надо сказать, что у большинства современных детей неразвитость игры также наблюдается.
  • Потребность в общении со сверстниками и со взрослыми, особенно с посторонними взрослыми, не проявляется.
  • Низкий уровень развития мелкой и крупной моторики при высоком уровне психомышечного напряжения. Нарушения координации движений.
  • Несформированность произвольного внимания и поведения по типу психической неустойчивости приводит к тому, что у ребенка возникают трудности с постановкой цели и достижения результата, контролем деятельности, в овладении какими-то необходимыми умениями и навыками.
  • Из-за повышенной утомляемости, психомоторной возбудимости или расторможенности наблюдается низкая работоспособность. В результате одни дети становятся вялыми, плаксивыми и капризными, другие, наоборот, проявляют двигательное беспокойство, склонность к раздражению, упрямству и вспышкам агрессии. И те, и другие теряют интерес к деятельности и отказываются от выполнения заданий.

 

Это обобщенный перечень проблем и особенностей детей с ОВЗ. Не обязательно, чтобы все они в полном объеме проявлялись у всех детей с разными типами и степенью нарушений. Важно другое. При своевременной и систематической, разносторонней помощи как специалистов (медиков, психологов, логопедов, дефектологов, педагогов), так и родителей многие нарушения можно минимизировать или даже вовсе ликвидировать.

Коротко о типах нарушений, так как эти знания необходимы для индивидуальной работы с ребенком.

Дети с нарушением слуха

Слух – важный источник информации, поэтому нарушение слуха влечет за собой проблемы с интеллектуальным развитием, если не поставить вовремя диагноз и не начать соответствующую коррекцию.

Две группы детей с подобным нарушением: полное отсутствие слуха и слабослышащие дети. Страдает, прежде всего, развитие речи, памяти и мышления. Отклонения в личностном развитии и поведении таких детей при правильном и своевременном подходе поддаются коррекции. Основа коррекционных занятий — двигательные, осязательные, тактильно-вибрационные ощущения. Общий уровень развития может отставать по причине не сформированных основных функций речи: коммуникативной, обобщающей, регулирующей.

Дети с нарушением зрения

Поведение этих детей, их работоспособность и утомляемость, эмоциональные реакции очень разнятся и зависят от степени дефекта. Как правило, для детей с нарушением зрения, часто в зависимости от степени поражения, характерны эмоциональная лабильность, ранимость, обидчивость и даже конфликтность, не гибкость в общении. Слабовидящие дети проявляют неуверенность в том, насколько правильно и качественно они выполняют работу. Они часто переспрашивают, просят помощи у взрослого, нуждаются в вербальной оценке. Их игры менее развернуты и сложны по сравнению с играми обычных детей.

Дети с тяжелыми нарушениями речи

Этот тип нарушений непосредственно влияет на формирование не только личности ребенка, но и всех психических процессов. Их социальная адаптация затруднена и требует целенаправленной коррекции имеющихся нарушений. Отмечается недостаточная устойчивость и концентрация внимания, ограниченные возможности его распределения. Смысловая память может быть сохранна, а вербальная снижена память. К тому же наблюдается слабая продуктивность запоминания. Овладение мыслительными операциями, доступными по возрасту, как правило, не нарушено. Но поскольку эти дети отстают в развитии словесно-логического мышления, они с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Дети с соматическими заболеваниями

На первый взгляд, у часто и серьезно болеющих детей нет видимых нарушений в интеллектуальной сфере. Но может быть нарушена познавательная активность и мотивация, быстрая усталость от занятий и потеря интереса. Именно на это и необходимо обращать внимание при коррекции. 

Дети с умственной отсталостью

Умственная отсталость выражается в психическом недоразвитии с нарушением интеллекта и социальной дезадаптацией. Чем более легкая степень умственной отсталости, тем менее нарушены когнитивные функции. Есть возможность сформировать навыки ответственности и самостоятельности и способности адекватного общения с другими людьми. Чем позже начать развивать ребенка, тем меньше возможностей развития. Умственная отсталость или олигофрения возникает в результате поражения ЦНС в пренатальный (внутриутробный), натальный (при родах) или постнатальный (на самом раннем этапе прижизненного развития) периоды. Олигофрения или умственная отсталость различаются по глубине дефекта. Выделяют три степени поражения: идиотия, имбецильность и дебильностъ. Дети с умственной отсталостью в стадии идиотии и имбецильности в правовом отношении являются недееспособными, и над ними устанавливается опека родителей или замещающих лиц. 75% от всего числа детей с олигофренией имеют легкую степень (дебильность). Для них характерно недоразвитие речи, общей и мелкой моторики, несогласованность в движениях рук и ног, нарушена зрительно-двигательная координация, недостаточно развит «пинцетный» и «щипковой» захват, что приводит к снижению возможности овладеть письмом. Проблемы с устойчивостью внимания влияют не только на познавательную активность и мыслительную деятельность, н и на произвольность поведения ребенка. Процессы возбуждения в головном мозге преобладают над процессами торможения. Дети не обращают внимания на словесные инструкции. Они слушают, но не слышат, смотрят, но не видят. У них небольшой объем памяти. Новый материал усваивается медленно и после многократных повторений. Эмоционально-волевая сфера характеризуется трудностями в вербальном выражении чувств. При этом эти дети способны к сопереживанию. Воля выражена слабо. Эти дети очень внушаемы и доверчивы. Комплексная помощь таким детям может существенно улучшить состояние и течение заболевания.

Дети с задержкой психического развитии (ЗПР)

При данном типе нарушений точно также страдают все когнитивные функции: внимание, память, восприятие, мыслительные процессы. Недостаточная целенаправленность деятельности, импульсивность, частая отвлекаемость. Характерны неточность воспроизведения и быстрая потеря информации. Наблюдается выраженная тревожность со взрослыми, от которых они зависят. Исследователи отмечают «обратимость» нарушений у детей этой категории в случае проведения соответствующих коррекционных мероприятий. Но возможны выраженные и стойкие психопатоподобные расстройства поведения, которые осложняют процесс развития ребенка с ЗПР. Поэтому можно говорить о наличии тенденции к аномальному развитию личности по типу психической неустойчивости. Это, как правило, результат патологического влияния социального окружения на ребенка с первых дней его жизни. Родительское отношение и внутрисемейная атмосфера играют при этом первостепенную роль. В поведении этих детей часто проявляются бессмысленное упрямство, немотивированная грубость, злоба и агрессия, желание быть в центре внимания, ярко выраженный эгоизм. Они часто ведут себя неадекватно, их поведение выражается в социально неприемлемых формах. Все это вызывает у родителей чувство безысходности и полной потери связи с ребенком.

Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата

Детский церебральный паралич – это болезнь. Развивается вследствие поражения головного мозга. Либо внутриутробно, либо при осложненных родах или в период новорожденности. Характерны двигательные расстройства и нарушения психоречевых функций. Задержка психического развития идет по типу психического инфантилизма, то есть незрелости эмоционально-волевой сферы личности ребенка. Высшие структуры мозга – лобные отделы головного мозга – формируются медленно. А они связаны с волевой деятельностью. Интеллект, как правило, соответствует возрастным нормам, а эмоциональная сфера остается несформированной. В поведении этих детей превалирует эмоция удовольствия, эгоцентризм, неспособность продуктивно работать в коллективе, соотносить свои желания с интересами окружающих. У них наблюдается повышенная утомляемость, выраженные астенические проявления.

Дети с расстройствами раннего детского аутизма

Под аутизмом понимается уход в свой внутренний мир фантазий, далекий от реальности. Основные признаки заболевания: полное отсутствие или недостаточная потребность в общении с окружающими, слабо выраженные эмоциональные реакции по отношению к людям, даже близким, в том числе и к матери, высокая чувствительность к любым внешним раздражителям (громким звукам, тиканью часов, например). Для этих детей характерна стереотипность поведения, примитивизм и однообразие движений. Речевые нарушения отличаются разнообразием: мутизм (полная утрата речи), вербализм (постоянное проговаривание одних и тех же слов или слогов). Многие дети-аутисты не переносят прямого взгляда, поэтому часто смотрят мимо либо у них наблюдается «бегающий взгляд».

Какой бы тип нарушений не был выявлен у ребенка, комплексная и индивидуально ориентированная помощь специалистов с самого раннего этапа постановки диагноза имеет неоценимое значение. Систематичность, последовательность в решении проблем в раннем возрасте являются профилактикой возможных проблем в более старшем возрасте. Своевременно оказанная помощь и поддержка, коррекционные занятия со специалистами могут изменить судьбу ребенка даже при очень серьезных нарушениях психофизического развития. Не стоит опускать руки и терять драгоценное время.


Елена Николаевна Воронова,
педагог-психолог ЦРТДиЮ «Заельцовский»

Дата последнего обновления страницы 14.11.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения