Депрессия у подростков. Причины и признаки подростковой депрессии.

Особенно важной становится эта тема, когда речь заходит о подростках. Депрессия подростков очень часто не замечается ни родителями, ни педагогами. Даже явные симптомы игнорируются взрослыми. Все теперь знают про подростковый кризис, поэтому делается опасный вывод: «Все нормально, перебесятся. Это кризис». По статистике, по одним данным, каждый 5й, по другим - каждый 10й подросток от 12 до 18 лет страдает депрессией, и это только зарегистрированные случаи. Вот таков масштаб проблемы! Подростковая депрессия во всем мире набирает обороты.

Конечно, в период пубертата кризисы неизбежны: меняется гормональный фон, что не может не влиять на настроение и эмоции, происходит переоценка родительских установок, наблюдается явная амбивалентность (противоречивость) и в настроении, и в поступках, эмоциональная нестабильность. Добавим в это «варево» еще и первый сексуальный опыт, который сейчас «омолодился», первую влюбленность, нередко невзаимную, изменения во внешнем виде тоже, к сожалению, не в лучшую сторону. Плюс отчуждение, отдаление от самых близких – родителей, усиление со стороны взрослых количества нравоучений, давления по поводу учебы, поведения, внешнего вида и тд. Взрослые часто совсем не готовы и не хотят отказываться от прежних способов воздействия. Но надо знать и помнить, что подростковый возраст - возраст не только кардинальных физиологических изменений в организме, но и яркое выявление индивидуальных характерологических черт, называемых акцентуациями характера, когда отдельные личностные черты усиливаются и проявляются в поведении как отклонение от нормы. Именно в этот период проявляются признаки депрессии и других психических патологий. Родители вряд ли самостоятельно смогут отличить депрессию или любую другую патологию от обычных перепадов настроения. Поэтому важно обращать внимание на возможные причины и признаки депрессии.

Причины депрессии

  • Учеба в школе для многих подростков – стрессогенный фактор. Особенно, если родители требуют достижений, высоких результатов, обязательного поступления в вуз. В результате учебная нагрузка возрастает в несколько раз (репетиторы, олимпиады, подготовительные курсы и тд).
  • Трудности, связанные с самоидентификацией рождают социальную тревожность. Подростку важно не только понять, кто он и какой он, но и, насколько он принимаем или отвергаем другими. Ему необходимо занять свое удовлетворяющее его место среди других, особенно, среди сверстников. Социальные страхи, связанные с провалом, осуждением, отвержением в этом возрасте являются доминирующими. Основная задача подросткового возраста, требующая решения, - быть принятым, быть, как все и не хуже других, быть «в стае», с одной стороны, и ощущать себя отдельно взятой личностью, со своей неповторимой индивидуальностью, быть значимым и признанным, независимо от принадлежности к группе, с другой стороны. Как совместить конформизм и обособление? Поиск решения этой задачи, компромисса вызывает сильную тревожность, которая может обернуться другой стороной: агрессией в адрес других или в собственный.
  • Первая влюбленность, часто безответная, трудности в отношениях с противоположным полом, бурные ссоры и расставания, отвержение, раннее начало половой жизни — все это становится важной частью жизни подростка, подкрепленное его чувством взрослости. В то же время это первый опыт, который может оказаться очень болезненным.
  • События, связанные с психотравмирующими ситуациями в семье или окружении подростка (смерть близкого человека, случаи жестокого обращения, насилие, развод родителей, буллинг в школе или на улице, кибербуллинг, довольно распространенный сейчас и тд), могут привести к тревожному расстройству и депрессии.
  • Наследственный фактор. Родители или близкие родственники имели проблемы с депрессией, соответственно, риск быть более восприимчивым к этому расстройству увеличивается.
  • Финансовые сложности в семье, нестабильность дохода, недостаточный бюджет, вызывающие беспокойство, тревогу, раздражение у родителей по этому поводу, у некоторых подростков могут спровоцировать депрессивное расстройство.
  • Отсутствие эмпатии со стороны самых близких – родителей подросток переживает очень тяжело, не всегда проявляя эту боль открыто. Скорее, наоборот, он будет демонстрировать независимость и самостоятельность, в глубине души страдая от недостатка эмоциональной и физической близости с родителями.
  • Самооценка, как неадекватно завышенная, гипертрофированная, так и низкая, приводят к одному – сомнениям, неуверенности в себе, подавленности, желании замкнуться в собственном мире. И в том, и в другом случае будет постоянное или периодическое недовольство собой.
  • Чувство беспомощности, ненужности, бессмысленности жизни. При этом невозможность открыться, рассказать кому-либо о своих переживаниях приводит к тому, что в сложной и кажущейся подростку неразрешимой ситуации, он остается один на один с собой, с не принимающим его миром, что заставляет его чувствовать свою бесполезность и никчемность еще сильнее.
  • Семейные проблемы, скандалы, разлад, непоследовательность требований, предъявляемых подростку, занятость родителей устройством собственной жизни или бесконечным выяснением отношений также могут стать причиной депрессии у подростка.

 

Депрессия может возникать у подростков из благополучных семей. Особенно там, где в воспитании много гиперопеки, избалованности. Подростки из таких семей оказываются совершенно неприспособленными к неудачам, минимальным стрессам.

Признаки депрессии у подростков

  • подавленное настроение, жалобы на скуку, нежелание чем-либо заниматься;
  • ухудшение успеваемости в школе или, наоборот, явное улучшение (как способ убежать от невыносимых переживаний);
  • одиночество, ощущение тоски, безнадежности в течение длительного времени (хочется практически все время лежать, уткнувшись лицом в подушку, быть одному в комнате);
  • гневная, даже враждебная, взрывная реакция на любую критику или безобидное замечание. Повышенная конфликтность, особенно со взрослыми.
  • желание расплакаться, ранимость, уязвимость;
  • редкие социальные контакты, предпочтение уединенному образу жизни, уклонение от общения с самыми близкими людьми. Уход в собственный или виртуальный мир;
  • потеря интереса к любой деятельности, которая ранее приносила удовольствие;
  • ухудшение аппетита, плохой сон: с трудом засыпает и жалуется на бессонницу или, постоянно выглядит сонным, испытывает боли в теле разной локализации; С медицинской точки зрения явных нарушений не выявляется. Самый частый диагноз - ВСД (вегето-сосудистая дистония, невроз). Подросток отказывается от еды или, наоборот, ест часто и много. Как правило, есть причина, о которой подросток умалчивает.
  • бесконечная мыслительная «жвачка» по поводу и реальных, и мнимых проблем. Даже небольшие сложности в жизни, общении вызывают тревогу и беспокойство;
  • чувство собственной никчемности, бесполезности и вины;
  • тяжело реагирует на отказы и неудачи. Серьезные сложности часто возникают у «хронических отличников» и подростков, от которых ждут неизменно высоких результатов. Не оправдать ожидания для них равносильно краху жизни;
  • отсутствие энтузиазма и мотивации, усталость или недостаток энергии, трудности с концентрацией внимания;
  •  Аутоагрессия: порезы, ушибы или ожоги, которые подросток скрывает под одеждой. Самоповреждения как способ снять напряжение, унять душевную боль или «отомстить» себе за то, что «я не такой, каким хотел бы быть».
  • Мысли и разговоры о смерти или самоубийстве. Не всегда проговариваемые напрямую.

 

Подросток с депрессией ощущает психологический и физический дискомфорт, ему плохо, хотя он может этого и не показывать. Но рано или поздно в его поведении, эмоциональных реакциях этот дискомфорт проявится. И хорошо, если он выплеснится наружу, а не внутрь. В отличие от взрослых, у подростка еще не выработаны привычные и прочные способы психологической защиты. Игнорировать происходящее с ним и вокруг него он еще не в силах. Большинство подростков еще не владеют навыками эмоциональной саморегуляции. К сожалению, часто они не имеют и поддержки в лице, прежде всего, значимых взрослых. Подросток ищет готовые ответы на волнующие его вопросы и не находит их. Внутренние ресурсы, необходимые для преодоления кризисов, не сформированы. Очень часто ощущаемые подростками стыд и вина за свое слабое, безвольное состояние (порой эти чувства проявляются как агрессия и отвержение), вызывают в его психике невыносимую боль, одиночество, страх. Подростки нуждаются в помощи и поддержке, в том, чтобы их услышали, а не в воспитании, не в ужесточении педагогических мер (воспитывать – в традиционном смысле – подростка уже поздно). Если вы не уверены, что подросток пребывает в состоянии депрессии, но наблюдаете у него целый ряд депрессивных признаков, обратитесь вместе с ним к психологу. Не затягивайте визит.


Елена Николаевна Воронова,
педагог-психолог ЦРТДиЮ «Заельцовский»