Почему подростки не слЫшат своих родителей?
Вы, наверное, подумали, что я хотела сказать «не слУшаются»? Нет, я не оговорилась, именно, не слЫшат. Вопрос, который чаще всего задают на консультации, звучит точно так: «Почему он или она меня не слЫшит?» В этом вопросе и тревога, и еле сдерживаемое раздражение, и обида, и вина. А за всеми этими эмоциями растерянность, ощущение родительской несостоятельности. Я плохая мать или я плохой отец? «Не знаю, что делать, не знаю, как себя вести, как разговаривать. Я то беру себя в руки и стараюсь говорить спокойно, то срываюсь и ору. А она стоит и ухмыляется! Раньше мне все завидовали, когда видели наши отношения. А теперь. Перед подругами стыдно,» - жалуется мама девочки-подростка. «Да, они вообще меня не понимают. Я им не нужен. Только о себе думают: ты должен это, должен то. Мы для тебя столько сделали. А мне не надо ничего от них,» - возмущается подросток. Попробуем разобраться в этих взаимных упреках. Прежде всего, родителям надо признать тот факт, что, как «раньше» уже не будет. Потом честно заглянуть внутрь себя и задать себе вопрос: я хочу, чтобы мой ребенок превратился в инфантильного, несамостоятельного, зависимого от меня взрослого? Ни один родитель, находящийся в здравом уме, этого не хочет. Но всеми силами пытается удержать свое взрослеющее чадо в « коротких штанишках на лямочках». Что движет родителями? СТРАХ! Страх, что «жизни не знает», что без родительского контроля точно «свихнется», что «неучем останется на всю жизнь», а за этим скрывается самый главный страх, о котором не говорится вслух, но он сковывает все внутри и леденит сердце, особенно матерей, страх ненужности своим детям. Период подростковости, как это ни странно, переживают не только взрослеющие дети, что само по себе естественно, с точки зрения психофизиологии, но и сами родители подростков. Что это значит? Поскольку подростковый период называют кризисом взросления, становления идентичности, то ему присущи все черты кризиса: неопределенность, повышенная чувствительность к воздействию как внешней среды, так и внутренним переживаниям, чрезмерная порой тревожность и проявление агрессии, отчаяние, доходящее до депрессии. И все это характерно не только для подростков, но и для их родителей! Для них это тоже переходный период. Переход в новый родительский статус. И, к сожалению, родители не всегда готовы быстро перестроиться и взять на себя непривычную роль родителей взрослых детей. Поэтому не только подростки не слЫшат порой своих родителей, но и родители не слЫшат своих детей. Проблема, прежде всего, в ошибках восприятия, и интерпретации родителями поведения, действий подростков, и наоборот. Подросток уединился – мать воспринимает его поведение, как нежелание общаться с ней и обижается. А ему необходимо побыть одному, он не в состоянии сейчас общаться, он не может справиться со своими гормонами. Подросток на замечание или критику повел себя агрессивно, ему говорят, что он стал невыносимым, а он при этом чувствует себя непонятым и отвергнутым, потому что не ожидал критики со стороны самых близких людей. Беспокойство и тревогу родителей подросток может воспринимать как ущемление его интересов, его личности, известно же, что подростки стремятся к независимости и любую попытку контроля воспринимают как угрозу для себя. Срываются, уходят из дома, ссорятся с родителями. Тотальное взаимное непонимание. Дорого обходится и той, и другой стороне. Кроме того, есть и гендерное различие между реакцией подростка на замечание или гнев матери или отца. С разгневанной матерью подросток будет, как правило, спорить вплоть до крика, но чаще убежит и замкнется в себе. С разгневанным отцом подростки ведут себя более агрессивно или побеждает страх, если отец сильный и жесткий. Они хотят быть услышанными, и поэтому проявляют очень яркие эмоции. Это такой подсознательный вызов взрослым в ответ на ограничения, которые, по мнению подростков, являются препятствием их самостоятельности, независимости. Родители, считая, что они-то как раз проявляют понимание и заботу, обижаются на своих детей, обвиняя их в неблагодарности. На самом деле, с подростками, при всех перепадах их настроения, гормональных всплесках, при том, что они полагают, что поделиться своими проблемами они могут только со своими сверстниками, так как те поймут их лучше, чем родители и не будут оценивать каждый шаг, - можно и нужно договариваться. Честный и откровенный разговор о разности восприятия друг друга – это мостик к налаживанию контакта. Мудрый родитель относится к своему взрослеющему ребенку как ко взрослому, дает возможность высказать свою позицию, свое мнение, обозначить свою точку зрения, даже если она родителям кажется невзрослой, неверной, «неправильной». Так постепенно устанавливаются между родителями и подростками доверительные, искренние отношения, и конфликты сглаживаются. Подростки стремятся к равноправию в отношениях со взрослыми. Возможно, порой, они понимают равноправие слишком буквально , действительно, переходят определенные границы. Но задача взрослых заключается в том, чтобы без наставлений и «позиции сверху», собственным поведением показать, что равноправие – это не фамильярность, не вседозволенность, а уважение друг к другу. Подросток примеряет на себя разные, еще не знакомые ему социальные роли, и, желая стать равноправным партнером в деле, в диалоге, он все равно, так или иначе копирует поведение взрослых, он в поиске своего места в этом мире. Поэтому, если вам, дорогие родители, что-то не нравится, вглядитесь внимательнее, ведь вы смотритесь в зеркало. Пока ребенок маленький, родители – это весь мир, вся Вселенная для него. Это самые авторитетные, самые лучшие, самые идеальные люди на планете. Но в подростковом возрасте ребенок уже не воспринимает своих родителей так безоговорочно, как бы родителям этого не хотелось. При этом, конечно, он продолжает их любить, и они по-прежнему, остаются для него самыми близкими людьми. Наиболее действенный способ сохранить свой авторитет – это сила личного примера. Создание и укрепление доверительных отношений между подростками и родителями очень непростая задача. Противостояние: кто кого, часто наблюдаемое в отношениях, незаметно для всех может подтолкнуть к пропасти разлада. Терпение, внимание друг к другу, постепенность в действиях – то, что поможет стать ближе. Подростку необходимо ваше понимание, ваша поддержка, но не давление. Как наладить отношения с подростком, чтобы он не только слУшал, но и слЫшал Вас? Подросток – уже не ребенок, но он еще и не взрослый. Он только пытается им стать, неумело, смешно, иногда безобразно. Но это наше отражение. И только от нас зависит захочет подросток слЫшать нас, взрослых или нет. Но могу точно сказать, что Он очень хочет быть услышанным.
Елена Николаевна Воронова,
педагог-психолог ЦРТДиЮ «Заельцовский»