Вызовы современного мира.
Советы родителям в период дистанционного обучения.

Уважаемые родители, первая неделя дистанционного обучения позади. С самого начала для многих это был шок. Дистанционное обучение – формат непривычный, к которому нам всем пришлось перейти довольно резко. Это такая проверка на психологическую устойчивость, экзамен на «эффективное родительство». Адаптация к новому режиму обучения, как и ко всему новому, часто протекает болезненно. Но исходя из понимания того, что это временная ситуация, необходимо сохранять спокойствие и терпение. Именно родители сейчас подают своим детям  пример того, как надо справляться со своим настроением и состоянием в сложные периоды жизни.

Родители реагируют на трудности дистанционного обучения по-разному: кто-то воспринимает его как необходимость и старается сохранять спокойствие и терпение; кто-то - как испытание для собственного психического здоровья и здоровья своих детей. Истина, как всегда, где-то посередине. Важно понять, что сложно сейчас всем: и детям, и родителям, и учителям. Многие оказались не готовы к учебе и работе «на удаленке». Если воспринимать этот период изоляции как отпуск или каникулы, настроиться на работу или учебу очень трудно. И взрослые, и дети привыкли к тому, что нахождение дома связано, прежде всего, с отдыхом, развлечениями. Поэтому именно на родителях сейчас лежит ответственность за то, каким ребенок выйдет из этой самоизоляции, что приобретет как взрослеющая личность или, к сожалению, наоборот, потеряет.

Родителям важно сохранять конструктивный настрой. И понимать, что роль значимого взрослого в обучении, которую обычно играет учитель, особенно для детей младшего и среднего школьного возраста, теперь принадлежит Вам. Если родитель демотивирован и сам негативно настроен на процесс обучения, высказывает недовольство, то, в конечном итоге, это плохо сказывается на психике ребенка, на его мотивации, эмоциональном состоянии. Реакция ребенка на сложившуюся ситуацию напрямую зависит от Вашего состояния и настроя. Вот некоторые советы Вам в помощь. Возможно, они помогут Вам в непростой для Вас период.

  • Найдите позитивное в дистанционном обучении и обращайте внимание Ваших детей на эти позитивные моменты. Например, можно выспаться и спокойно встать, никуда не торопясь; никто тебе не делает замечания, не торопит, можно подумать и выполнить задание в своем темпе; можно сосредоточиться на задании, так как никто не отвлекает тебя посторонними разговорами и тд. Можно поискать вместе с детьми эти положительные моменты. Со старшими детьми можно поговорить  о том, что в скором будущем дистанционное обучение и переобучение, то есть приобретение нескольких профессий,  будет очень перспективным, уже перспективно. Так что это своего рода тренировка. Такие разговоры помогут и Вам, и Вашим детям воспринять ситуацию не как вынужденную меру, а как переход к новой реальности.
  • Надо обратить внимание на привычный рабочий распорядок и режим дня. Сохранять его и поддерживать как для себя , так и для ребенка. Изменения привычного образа жизни, обычного темпа работы и учебы приводят к существенной перестройке адаптивных возможностей человека. И Вы, и Ваш ребенок уже привыкли к «ничегонеделанью», хотя мозг при этом понимает, что в любой момент ты снова можешь пойти в школу. Этот момент настал: только ребенку пришлось пойти не в реальную школу, а в виртуальную, где надо проявлять самостоятельность и самому осваивать новый материал, что естественным образом может вызвать напряжение и привести к стрессу. В связи с этим возвращение четкого режима дня, планирование дел и установление гармоничного соотношения по времени учебы и отдыха – мера, позволяющая быстрее прийти к рабочему ритму и минимизировать стресс.
  • Школа, учителя, педагоги дополнительного образования тоже оказались в сложной и необычной для себя ситуации. Они тоже адаптируются к новым реалиям. Им тоже нужно время, чтобы правильно организовать процесс. Возможны и технические неполадки. Объясните это ребенку, не нервничайте сами, и Вашему ребенку тоже тогда будет спокойнее.
  • Постарайтесь разобраться в рекомендациях по получению и выполнению заданий от школы, по организации дистанционного обучения. Если Вы видите, чувствуете, что Вашему ребенку трудно справиться с заданием, и Вы тоже не можете ему помочь, обращайтесь к учителям, говорите о том, какие у Вас возникают трудности, просите о помощи и поддержке. Мы все сейчас в одно связке.
  • Вам необходимо знать, что если у Вас или Вашего ребенка возникают трудности с использованием цифровых технологий или ребенку трудно пока перестроиться на новый формат, Вы можете учиться привычным способом. Учебники, тетради, ручки – все эти привычные инструменты никто не отменял. Договоритесь со школой об альтернативных способах обучения, о том, каким образом Вы будете принимать и сдавать задания.
  • Следите за тем, сколько времени ребенок проводит за компьютером при выполнении заданий. Если более трех- четырех часов, в зависимости от возраста, обращайтесь в школу. Возможно, необходимо сокращение заданий.
  • Если ребенок приболел, плохо себя чувствует, переутомился, болит голова, насморк, слабость и тд, сообщите в школу, и сделайте перерыв в занятиях, пока ребенку не станет лучше. Не форсируйте события. Здоровье дороже.
  • Договаривайтесь с ребенком о правилах. Это касается как режима его труда и отдыха, так и выполнения каких-то домашних обязанностей. Он должен понимать, что ничего сверх естественного не происходит, что так бывает, когда возникают трудности и проблемы. В таких ситуациях надо просто уметь собраться и делать то, что необходимо.
  • Доверяйте своему ребенку, ведь это период «взращивания» самостоятельности и ответственности за себя. Но родительский контроль никто не отменял. Только делайте это ненавязчиво, просто будьте заинтересованными в его делах. Детям часто как раз не хватает нашей заинтересованности в них. Ваш искренний интерес к тому, что делает ребенок, повышает привлекательность заданий для ребенка. Задавайте ребенку вопросы по теме задания, пусть он Вам пытается что-то объяснить, рассказать, как будто это Вы ученик. С более старшими детьми можно подискустировать на какие-то темы. Это превращает даже скучное занятие в захватывающую игру. И материал усваивается лучше. Знания становятся более прочными.  Доверие, любовь, понимание, интерес, внимание друг к другу – это то, что помогает чувствовать себя защищенным и уверенным, особенно в трудные времена.
  • Помните, что для Вашего ребенка это период повысить мотивацию, самоорганизацию и самостоятельность. А для Вас это возможность  стать ближе к своему ребенку, лучше узнать и понять его. В обычной ситуации на это не хватает времени, сил, желания. Не упустите момент.
  • Это не означает, что Вы теперь сутками должны «развлекать» свое чадо. Иначе срыв неизбежен. Не надо забывать о себе, о своих делах и интересах. Тогда ребенок поймет, что у каждого человека есть свои личные границы, своя территория, которые нарушать нельзя. Вовлекайте ребенка в совместные со взрослыми дела, которые, к примеру, давно откладывались. Но в то же время оставляйте ребенку время для собственной самостоятельной деятельности, где его никто не потревожит.
  • Не изолируйтесь от общения сами и поощряйте общение ребенка с одноклассниками, с друзьями ( через звонки, ВК, чаты и тд). Договаривайтесь о регламенте такого общения, и соблюдайте его сами, не «зависайте» . В перерывах между занятиями и после должна быть позитивная активность. Это и физические упражнения, которые можно осваивать вместе, и настольные игры, и проведение каких-нибудь виртуальных конкурсов, занятия творчеством. Включайте фантазию.
  • Поскольку мы находимся не на карантине, а на самоизоляции, прогулки возможны и даже необходимы, тем более стоит прекрасная погода. Однако Ваша обязанность напоминать своим детям о соблюдении мер предосторожности, о социальной дистанции. Не надо говорить об этом в приказном тоне, особенно с подростками. Разговаривайте «по-взрослому», не давите. Договаривайтесь о времени и месте прогулок. Объясните, что сейчас каждый, независимо от возраста, несет ответственность за распространение инфекции. Относитесь к этому факту спокойно, но серьезно.
  • Сейчас детям приходится не только выполнять домашние задания, но и самостоятельно изучать новый материал. Родители подчас не знают , как себя вести, как помочь, как поддержать и впадают в крайности. Одни не отходят от ребенка и вмешиваются в процесс обучения настолько, что практически делают все задания за него, другие, наоборот, считают, что это прерогатива ребенка и учителя, оставляют ребенка наедине с собой, по принципу: его занятия, как сделает, так и сделает. Это крайности. И тот, и другой вариант никакой пользы Вашему ребенку не принесет. Если Вы действительно хотите помочь своему ребенку, и все Ваши приемы исчерпаны, Вы в тупике, - используйте бесплатные интернет-ресурсы, помогающие родителям и детям в освоении школьной программы. Об интернет-ресурсах можно узнать на сайте Растим детей.РФ, он создан специально в помощь родителям.
  • Постарайтесь сами сохранять не только спокойствие духа, но и адекватное и критическое отношение к происходящему. Эмоциональное состояние ребенка зависит от эмоционального состояния взрослых. Ведите себя спокойно и сдержанно с ребенком, отвечайте на вопросы о ситуации и вирусе в том числе, о положении в стране и в мире, о вынужденных, но правильных и разумных мерах предосторожности и самоизоляции. Но главное, сами соблюдайте эти правила, если хотите, чтобы Ваш ребенок вырос и стал ответственным взрослым.
  • Не смакуйте подробности «ужасов» из интернет-сетей. При общении с близкими, особенно при детях, не акцентируйте внимание только на темах, посвященных коронавирусу и других темах, вызывающих тревогу. Необходимо снизить общий тревожный информационный поток. Отнеситесь к информации избирательно и разумно.
  • И последнее. Очень важно транслировать своим детям, что данный период не надо воспринимать как «наказание, испытание и вообще полный кошмар». Если Вы воспринимаете временную изоляцию как благо, как ресурс освоения новых навыков, получения новых знаний, приобретения новой профессии, Ваши дети научатся воспринимать возникающие сложные ситуации спокойно, как неотъемлемую часть жизни, а это значит, что в будущем они будут готовы справиться с любыми проблемами.

Будьте здоровы!


Елена Николаевна Воронова,
педагог-психолог ЦРТДиЮ «Заельцовский»