Человек с неразвившейся в детском возрасте способностью к осознанию и выражению чувств — человек с первичной алекситимией. Вторичная алекситимия развивается в результате преобладания в процессе развития личности защитных механизмов.

29 января 2020 года состоялся семинар для педагогов ЦРТДиЮ в рамках курса «Эмоциональный интеллект». Тема семинара «Алекситимия как психологическая проблема современного человека».

На семинаре педагоги познакомились с признаками высокого и низкого эмоционального интеллекта, выяснили, что эмоциональный интеллект при его диагностике нельзя свести к какой-то конкретной цифре, как в случае с IQ. Нельзя сказать с точностью после прохождения теста: у меня «высокий» или «низкий» эмоциональный интеллект.

Были определены основные компоненты EI:

  • умение осознавать, распознавать свои эмоции, а, значит, понимать самого себя (самосознание);
  • умение управлять своими эмоциями (саморегуляция);
  • умение осознавать, распознавать чужие эмоции, а, значит, понимать другого человека (эмпатия, социальное восприятие);
  • умение управлять эмоциями других ( коммуникация, отношения, взаимовлияние).

 

Кроме того, познакомились с понятием алекситимии, ее проявлениями, признаками и последствиями. Алекситимией дословно называется неспособность описать словами свои эмоции и чувства. Кажется, где здесь психологическая проблема — это ведь эмоции, зачем определять их словами, их надо чувствовать? Однако, неспособность человека описать словами собственные эмоции приводит к неумению распознавать и осознавать их. А неумение осознавать свои эмоции не позволяет понять переживания и чувства других людей и сопереживать им. Уменьшается способность отличать чувства от телесных ощущений, адекватно реагировать в стрессовых и конфликтных ситуациях, понимать мир во всей его сложности.

Алекситимия может быть устойчивой чертой личности, а может — временной реакцией на депрессию или тревогу. Если это — черта личности, то начинается ее развитие в детском возрасте, а явные проявления заметны в подростковом возрасте. Так что профилактика алекситимии – одна из важных задач родителей и педагогов. Но для этого нужны знания!

В течение года вниманию педагогов предлагается серия семинаров-практикумов по обозначенной теме с периодичностью 1 раз в месяц. Следите за рассылками WhatsApp.

Следующий семинар состоится 19 февраля 2020 года, в 13.30 в помещении музея Центра. Приглашаются все желающие и те, кто записался на семинары.

Елена Николаевна Воронова,
педагог-психолог ЦРТДиЮ «Заельцовский»