Интерес в дошкольном и младшем школьном возрасте

 

Как развить интерес к чему-либо? Что нужно знать, чтобы этот интерес был устойчивым? Эти вопросы, как правило, беспокоят взрослых – педагогов и родителей. Дошкольнику и младшему школьнику, по большому счету, все равно задерживает он свое внимание на чем-либо одном или быстро увлекается чем-то еще более важным для него на данный момент, а то и пытается «объять необъятное», хватаясь то за одно дело, то за другое. Пытаясь развить у ребенка интерес к чему-либо полезному, большинство взрослых - родителей и педагогов - «выбирают» для ребенка ту или иную студию, кружок, секцию, порой, не взирая ни на склонности, ни на способности, ни на желание ребенка. Часто ребенок занимается чуть ли не всем сразу, по принципу: «Чем больше, тем лучше!», ведь у занятого, «загруженного» ребенка просто не хватит времени на «всякие глупости». А главное, думают взрослые, к чему-нибудь-то в результате интерес разовьется, а то и выльется в какие – либо профессиональные наклонности в будущем. Взрослые вообще мыслят часто категориями будущего, забывая, что дети живут всегда настоящим, «здесь и сейчас».

 Конечно, ребенку нужны ориентиры, изначально задаваемые взрослыми. Но часто негативно сказывается так называемая «заорганизованность» с самого раннего детства, когда собственная исследовательская позиция ребенка подавляется в силу того, что взрослые считают, что ребенок занимается «ерундой», разбирая, например, на части ту или иную игрушку, только что ему подаренную. Когда к подростковому возрасту ребенок «устает» от этой беготни, особенно, если его потребности и склонности не были учтены, если мотивация избегания неудачи оказалась превалирующей над мотивацией достижения, успехи тоже как-то не порадовали, он начинает дистанцироваться от «навязываемых» интересов и уходит в свой мир. На сегодняшний день, например, это виртуальный мир компьютера, иногда просто улица, где нет никаких обязательств, ни перед кем, как думает подросток. Конечно, не все и не всегда так однозначно. Да и тема статьи другая. Вернемся к ней.

Интерес не может быть проявлен без эмоционального вовлечения. Известный зарубежный психолог К. Изард вообще считает интерес одной из базовых эмоций человека. И действительно, именно эмоциональная составляющая интереса является побуждением к какому-либо действию, отношению, познанию окружающего мира. Ситуативно проявленный интерес к чему-либо или кому- либо не превратится в устойчивый познавательный интерес, если не задействован целый ряд эмоций. Ну вот, все так вроде бы просто и понятно. Почему же тогда так трудно порой сформировать устойчивый интерес у ребенка к деятельности? И куда он «внезапно» исчезает?

 На ранних этапах развития ребенка начальной стадией интереса можно считать любопытство. В нем еще отсутствует избирательное отношение к чему-либо как к объекту познания, хотя мы и называем «любопытствующую» позицию ребенка раннего возраста исследовательской. Направленность на объект у ребенка носит временный характер. И вряд ли эту направленность можно в полной мере обозначить как интерес. Собственно интерес как отношение возникает в дошкольном возрасте. Но стадия, так называемого предынтереса, любопытства очень важна для ребенка. Любопытство должно поощряться взрослыми. Некоторые психологи (К.К.Платонов) называют любопытство важным свойством личности, которое выражается в еще не целенаправленной эмоционально окрашенной любознательности. В дошкольном возрасте – возрасте «почемучек» мы уже можем говорить о том, что любопытство переходит в свою более сложную форму – любознательность. Чем искреннее и внимательнее мы относимся к вопросам маленьких дошколят, поощряя их задавать самые разные вопросы, тем больше побуждаем ребенка к активному познанию окружающего мира. Проблема в том, что в настоящее время дошкольники, просиживая порой часами за просмотром мультиков или играя в компьютерные игры, становятся скорее пассивными созерцателями и потребителями, нежели активными субъектами, у которых любопытство и любознательность перерастают в интерес-отношение, интерес – склонность.

Между интересом-любопытством и познавательным интересом – отношением существует преемственная связь. Проследим эту связь.

Любопытство как безусловно-ориентировочная реакция ребенка на что-то новое, яркое («Что это такое?»).

Любознательность как произвольная познавательная активность («Почему?»)

Обе эти формы эмоционально положительно окрашены (при правильном подходе взрослых), удовлетворяют естественную потребность ребенка в новом, неизвестном. Можем обозначить обе эти формы как проявление временного ситуативного интереса.

Устойчивый интерес-отношение к какой-либо деятельности или сфере знаний. Но такой интерес формируется лишь на базе неоднократно получаемого удовольствия, положительно окрашенного переживания от ситуативного интереса к чему-либо. Естественно, что ребенок, многократно проявляющий поощряемый взрослыми изначально ситуативный интерес к просмотру мультиков или к компьютерным играм очень быстро перерастает в устойчивый.

Когда родители 2х-3х-4х летнего ребенка заявляют, что ему ничего неинтересно, или что он быстро переключается с одного на другое, мы уже понимаем: ребенок, скорее всего, не прошел активную стадию любопытства и любознательности, его ситуативные интересы не подкреплялись активной эмоционально окрашенной деятельностью, которой он был бы удовлетворен. Как вы понимаете, ребенку самому с этим не справиться.

Переход интереса с одной стадии развития на другую не означает отмирания предыдущих. Сначала всегда возникает ситуативный интерес (в форме любопытства, любознательности), и только при определенных благоприятных условиях (положительные эмоции, удовлетворение потребности в самостоятельной деятельности) он перерастает в устойчивый. В то же время он может оказаться ситуативно-устойчивым, если не получит дальнейшего подкрепления.

Те же этапы в развитии познавательного интереса можно выделить и у младших школьников, только уже на более высоком уровне. В начальной школе познавательный интерес, как правило, усиливается и постепенно появляется осознание ребенком значимости обучения или деятельности. Он также проявляется в виде любопытства — естественной реакции человека на все неожиданное, новое, интригующее. Любопытство, вызванное неожиданным результатом опыта, интересным фактом, приковывает внимание учащегося к материалу данного занятия, но не переносится на другие занятия. Это неустойчивый, ситуативный интерес. Более высокой стадией интереса является любознательность, когда учащийся проявляет желание глубже разобраться, понять изучаемое явление. В этом случае ребенок обычно активен на занятии, задает вопросы, участвует в обсуждении результатов демонстраций, приводит свои примеры, читает дополнительную литературу, конструирует приборы, самостоятельно проводит опыты и т. д. Однако любознательность ученика обычно не распространяется на изучение всего предмета. Материал другой темы, раздела может оказаться для него скучным, и интерес к предмету пропадет. Поэтому задача состоит в том, чтобы поддерживать любознательность и стремиться сформировать устойчивый интерес к предмету или деятельности, при котором ребенок понимает структуру, логику деятельности, используемые методы поиска и доказательства новых знаний, умений. Его уже захватывает не только сам процесс постижения новых знаний, а самостоятельное решение проблем, нестандартных задач. Это доставляет удовольствие. Таким образом, познавательный интерес младших школьников представляет собой важный фактор учения и овладения деятельностью. Но в то же время он является и жизненно-необходимым фактором становления личности.

Развитие познавательных интересов прямо зависит от организации обучения и деятельности. Поэтому педагогу и родителю необходимо ориентироваться на закономерности развития познавательных интересов младших школьников, помнить, что развитие идет от простого к сложному, от известного к неизвестному, от близкого к далекому, от описания к объяснению. Для развития познавательных интересов важно соблюдать принцип: чем младше учащиеся, тем нагляднее должно быть обучение и тем большую роль должно играть активное действование. Для младшего школьного возраста наиболее эффективным средством для развития познавательных интересов является действование через включение игровых технологий.


Елена Николаевна Воронова,
педагог-психолог ЦРТДиЮ «Заельцовский»