Немного о "квилте"...
ФОТОАЛЬБОМ Страница студии "Квилт" >>> Лоскутное шитье известно на Руси как один из древнейших и интереснейших видов рукоделия. «Печ-уорк» или «печворк» (лоскутная работа) – это лоскутная техника шитья или соединение деталей методом аппликации. Но как профессиональное искусство оно стало возрождаться только в конце 60-х годов прошлого столетия. Мода тех лет, особенно молодежная, с ее призывом «сделай – сшей-свяжи сам» стимулировала увлечение многих профессиональных художников фольклорным стилем, интерес к многодельной рукотворной одежде. Художники различных направлений прочувствовали текстурные и колористические возможности в текстиле и стали использовать этот прием в своей работе. Поскольку традиции ручного шитья идут из глубокой древности, возможности в технике работы с тканями велики, а оснащенность и инструментарий просты и доступны. Работы профессионалов стали творческим ориентиром для многих людей, увлекающихся данным направлением. И все же, что такое квилт? Это одна из разновидностей ручного шитья, которой присуща трехслойность в соединении ткани и стёжка. Изделие, которое не только сшито из лоскутков, но и простегано, можно с полной уверенностью назвать квилтом. Именно стежка делает готовое полотно квилтом. По качеству простежки оценивается ремесленный (технический) уровень исполнения, по умению соединить рельеф простежки с изображением – художественный. Существуют так же различные технические приемы, которые позволяют классифицировать исполнение квилта по технологиям: 1. Лоскутное шитье – ручное и ускоренное – как конструктивная основа изделия из различных материалов. 2. Аппликация – декорирующий элемент лоскутного шитья, наиболее используемый в оформлении одежды. 3. Текстильная мозаика – выполняется как ручным, так и машинным способом из различных материалов. 4. Квилт – соединение верхней декорирующей части изделия, прокладки (как правило синтепона) и подкладки (чаще всего х/б) – стежкой. Квилт может быть выполнены и из других текстильных материалов. 5. В традиционных квилтах в основном обыгрывается заданный геометрический модуль, используются гладкокрашенные ткани локальные по цвету. Кроме геометрическо-символического приема в квилте существует и сюжетно-тематическое направление, которое использует технику аппликации, а так же смешение всех техник, так называемый «крейзи-квилт». 6. Квилтинг включает в себя различные дополнительные техники отделки изделия включающие в себя и отделку тесьмой, кружевом, вышивку нитками и разнообразными декоративными деталями, а так же использование традиционных для квилтинга стежков и строчек. Квилт – явление международное, т.к. стеганные изделия есть во всех странах. Но родиной квилта считается США - страна, вобравшая в себя традиции многих народов. Квилты шили в Америке еще первые переселенцы из Европы. Первый наиболее заметный этап развития этого движения приходится на 20-30 годы 20 века. Второй этап – возрождение этого движения в 70-е годы в период подготовки празднования 200-летия Америки. Это привлекло внимание к квилту, как национальному явлению, а затем и распространению его по всему миру. В славянском варианте и печворк, и квилтинг объединились в одно понятие – лоскутное шитье. В наше время оно соединило в себе и традиционную технику шитья старинных блоков, и новаторские, оригинальные находки их интерпретаций. Нынче лоскутное шитье вышло за рамки чисто утилитарной функции и приобрело эстетический, художественный характер. В нем появились новые оригинальные идеи. Оно стало для многих людей искусством самовыражения. Ни один квилт не рождается без проявления творческой фантазии, умения комбинировать и сочетать различные цветовые и фактурные палитры, различные по конфигурации элементы. Несмотря на определенный набор традиционных блоков, используемых в лоскутном шитье, этот вид творчества нельзя назвать однообразным. Один и тот же узор, выполненный из разных по фактуре тканей, в различной цветовой гамме, будет восприниматься совершенно по-новому. Конечно, такие возможности текстильной работы привлекательны для детей. Они способствуют их духовному развитию, расширению кругозора, овладению различными технологическими навыками, развитию художественного вкуса. Для того что бы выполнить квилт ребенку необходимо уметь самостоятельно выполнить зскиз-схему, изготовить шаблоны, подобрать ткань по цвету и фактуре, раскроить ткань, овладеть навыком ручного шитья «иглой вперед», как основного художественно-технического приема в квилте, знать последовательность его выполнения. Таким образом, работа над квилтом превращается в разносторонний процесс, конечным результатом которого является материальная вещь, красивая и нужная. Обучение квилтингу носит более индивидуальный способ обучения и работы с каждым ребенком, особенно на первых этапах. Впоследствии происходит комбинированное обучение и обязательное создание коллективной работы, которая стимулирует духовный и творческий рост детей. Воспитывает в них трудолюбие, усидчивость, чувство коллективизма и ответственности. Возможно, многие из детей приобретут в дальнейшем профессии далекие от искусства, но радость творческого созидания останется в них навсегда, помогая им творчески подходить к решению разных жизненных ситуаций.
Пуртова Светлана Александровна,
"Квилт"
руководитель студии «Квилт»