Стимулирование позитивного умственного развития ребёнка

 

Английский учёный, психолог Дэвид Льюис составил для родителей список утверждений, вытекающих из обширного материала по изучению опыта тысяч семей, где имеются одаренные дети. 

Эти утверждения типизируют удачный подход к стимулированию позитивного умственного развития.

  • Я отвечаю на все вопросы ребенка насколько возможно терпеливо и честно.
  • Серьезные вопросы и высказывания ребенка я воспринимаю всерьез.
  • Я поставил стенд, на котором ребенок может демонстрировать свои работы.
  • Я не ругаю ребенка за беспорядок в его комнате или на столе, если это связано с творческим занятием и работа еще не закончена.
  • Я предоставил ребенку комнату или часть комнаты исключительно для его занятий.
  • Я показываю ребенку, что он любим таким, какой он есть, а не за его достижения.
  • Я поручаю ребенку посильные заботы.
  • Я помогаю ребенку строить его собственные планы и принимать решения.
  • Я беру ребенка в поездки по интересным местам.
  • Я помогаю ребенку улучшить результат его работы.
  • Я помогаю ребенку нормально общаться с детьми из разных социальных и культурных
  • Я устанавливаю разумный поведенческий стандарт и слежу, чтобы ребенок ему следовал.
  • Я никогда не говорю ребенку, что он хуже других детей.
  • Я никогда не наказываю ребенка унижением.
  • Я снабжаю ребенка книгами и материалами для его любимых занятий.
  • Я приучаю ребенка мыслить самостоятельно.
  • Я регулярно читаю ребенку.
  • Я приучаю ребенка к чтению с малых лет.
  • Я побуждаю ребенка придумывать истории, фантазировать.
  • Я внимательно отношусь к индивидуальным потребностям ребенка.
  • Я нахожу время каждый день, чтобы побыть с ребенком наедине.
  • Я позволяю ребенку принимать участие в планировании семейных дел и путешествий.
  • Я никогда не дразню ребенка за ошибки.
  • Я хвалю ребенка за выученные стихи, рассказы и песни.
  • Я учу ребенка свободно общаться со взрослыми любого возраста.
  • Я разрабатываю практические эксперименты, чтобы помочь ребенку больше узнать.
  • Я позволяю ребенку играть со всяким хламом.
  • Я побуждаю ребенка находить проблемы и затем решать их.
  • В занятиях ребенка я нахожу достойное похвалы.
  • Я не хвалю его беспредметно и неискренне.
  • Я честен в оценке своих чувств к ребенку.
  • Не существует тем, которые я совершенно исключаю для обсуждения с ребенком,
  • Я даю ребенку возможность действительно принимать решения.
  • Я помогаю ребенку быть личностью.
  • Я помогаю ребенку находить заслуживающие внимания телепрограммы.
  • Я развиваю в ребенке позитивное восприятие его способностей.
  • Я никогда не отмахиваюсь от неудач ребенка, говоря: «Я этого тоже не умею».
  • Я поощряю в ребенке максимальную независимость от взрослых.
  • Я верю в здравый смысл ребенка и доверяю ему.
  • Я предпочитаю, чтобы основную часть работы, за которую взялся ребенок, он выполнял самостоятельно, даже если я не уверен в позитивном конечном результате.


Я полагаю, родителям полезно познакомиться с этими утверждениями. Если вы согласны с 20% из них, то, вероятно, над остальными стоит еще подумать. Но если они вас устраивают полностью или хотя бы на 90%, пожалуй, вам следует несколько охладить воспитательный пыл и предоставить большую свободу как себе, так и ребенку. Нужно видеть разницу между стимулированием здорового развития и парниковым выращиванием. Одаренные дети—прежде всего дети.